«Хочется обнять землю, дышать и петь» (Воспоминания соратников, близких, родных о выдающемся советском конструкторе А. М. Исаеве, его письма и документы) Еремеева Анастасия МОУ СОШ №13,города Магнитогорска, 7 класс 17 мая 2011 года в нашей школе состоялось торжественное открытие мемориальной доски, посвященной Юрию Алексеевичу Гагарину, теперь школа носит его имя. Все дальше от нас уходят те апрельские дни, когда на корабле «Восток» в первое в мире космическое путешествие отправился первый космонавт планеты – Юрий Гагарин. Одним из тех, кто стоял у истоков этой замечательной победы, был Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, доктор технических наук Алексей Михайлович Исаев. В своей работе я представляю личность Алексея Михайловича через воспоминания родных и близких, а так же людей, которые вместе с ним работали в конструкторском бюро С. П. Королева. В работе я использовала материалы нашего школьного музея, где сохранилась переписка с первыми космонавтами, фотографии, книги. Среди них есть и книги о конструкторе А. М. Исаеве, его письма, фотографии. В своих воспоминаниях Борис Михайлович, брат Алексея Михайловича, пишет: «Многие черты характера Алексей унаследовал от отца. Был мягким в личном общении, но таким же твердым в достижении цели… После окончания школы-девятилетки Алексей поступил в Московскую горную академию на элекромеханический факультет. В 1930 году за два месяца до завершения учебы, он был из нее исключен. В академии проводились в то время реформы, Алексей был против них, и выражал свой протест чисто по юношески - пропускал занятия, и как следствие, не смог сдать вовремя зачеты и экзамены. Его отчислили. Алексей написал письмо на Магнитострой с просьбой принять его на работу, в ответ пришла телеграмма «Приезжайте. Примем». Брат уехал на Магнитострой». А. М. Исаев проработал на строительстве Магнитогорского комбината с июля 1930 года до октября 1931 года. Вот что он пишет своим родным в это время: «Милые родственники! Посвящаю вас в круг своих теперешних интересов. Он не богат! И это не круг, а всего лишь узкий сектор, узкий до остроты, но очень сильный, глубокий, поглотивший меня с руками и ногами… Я ни о чем больше не могу думать кроме первой очереди Магнитостроя – 2 домны к 1 октября. Я горжусь тем, что я активно участвую в строительстве одного звена. Я руковожу работой по изготовлению и монтажу металлических конструкций промывочной фабрики. К 8 утра я прибегаю на стройку, обегаю работы, наставляю прораба, согласовываю работу с бетонщиками, ругаюсь, пишу служебные записки, составляю планы, разговариваю по телефону, информирую начальство о положении дел». По словам Алексея Михайловича: «Магнитострой его многому научил, помог определиться с профессией, выбрать свой жизненный путь». Он решил не связывать свою будущую деятельность с горным делом, серьезно изучает техническую литературу. Заканчивает за два месяца горную академию и вновь возвращается на Магнитострой. Будь у А. М. Исаева другой характер, жизнь его была бы куда спокойнее. Он требовал бури, и именно Магнитогорск сумел удовлетворить его в этой бури. Он был горд тем, что сам себя поставил. Сумел выдержать темп и напор работы, неблагоустроенность, - одним словом, все, что сопутствовало первым новостройкам. В своей докладной записке он пишет: «…это то, что непрерывно занимает мою голову с лета 1931 года, то, что прогнало меня снова на Магнитострой. К работе в этом направлении я чувствую себя способным более чем к какой-либо другой. Я обладаю слишком малыми знаниями для самостоятельного разрешения этих проблем, но очень хотел бы принимать в них какое-либо участие...». Ответ на докладную записку его не удовлетворил и через несколько дней он сбежал как обидевшийся ребенок. Позже А. М. Исаев напишет: «Сбежал потому, что увидел не тот наш сумасшедший Магнитострой, глупейшую, хаотическую и разгоряченную стройку, которая так мила моему сердцу. Увидел тихое, нудное болото, где люди не крутятся как белки в колесе, а полегоньку, со скучной миной на лицах, исполняют свои обязанности. Я не мог вынести этого, купил билет и укатил в Москву». А оттуда путь его лежал на строительство комбината «Запорожсталь», где он вновь окунулся в напряженный ритм новостроек. Меня привлекло письмо А. М. Исаева к своему лучшему другу Юрию Беклемишеву. В нем видится образ неугомонного юноши, который не боится трудностей, ему нравится преодолевать препятствия, так он выражал свой характер. «Я вдыхаю жизнь, свои 23 года – как пахнут они, эти замечательные 23, и как хороша земля, какое яркое солнце выливается на нее и воздух – густой, звонкий, приносящий изумительные звуки… Я хожу без шапки, в одной рубашке, но мне хочется снять и рубашку и обнимать подсохшую землю, дышать, дышать и петь… Разве плохо полившись холодной водой и выпив ее стаканчик (тогда не чувствуешь голода), уцепиться за буфер рабочего поезда, который доставит тебя вместе с облепившим вагоны народцем прямо из чудного нового города к чертежам, головоломным задачам, к опалубке, к железу, к бетону? А разве плохо, когда тебя осенит какой-нибудь хороший вариант подъема наклонного моста на домну – пробежаться к ней по степи, над которой сейчас поют жаворонки, а через полгода здесь в изобилии будет литься сталь? Ведь и завтра будет день, и послезавтра, и еще много-много дней! Вы думаете, что я за эти дни построю только один завод? Ошибаетесь, я буду везде, во многих местах, потому что мне 23 – только 23!». Судьба закинула Исаева в Нижний-Тагил, где он начинает работать на авиационном заводе конструктором двигателей для самолетов, работающих на жидком топливе. «Широта интересов, темперамент не раз побуждали Исаева к перемене мест. Он стремился испытать себя в самых неожиданных ролях, в непохожих друг на друга делах, мог за дни сделать то, с чем другие едва справлялись за месяцы. Пройденное всегда казалось скучным. Трудное, а то и просто неразрешимое, напротив, заставляло мобилизоваться, вызывало озарение, высокий полет мысли. Отсюда бесконечные кочевья, поиски все новых и новых задач, которые формировали его как инженера» - пишет о нем Лауреат Ленинской премии, кандидат технических наук А. А. Толстов, который работал с Исаевым в КБ Болховитинова, в 1934 году. Яркая и интересная жизнь Алексея Михайловича была наполнена трудными событиями. В ней была война, голод и лишения. Послевоенное время - полное открытий, взлетов, потерь близких людей. Его работу ценил Сергей Павлович Королев, ему доверил создание тормозного двигателя космического корабля с первым человеком на борту. В конструкторском бюро С. П. Королева, А. М, Исаев принимал участие в создании космических кораблей: «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс», станции серии «Салют», спутники «Космос». Космические аппараты, совершающие полеты к Луне, Венере, Марсу. Люди, которые хорошо знали А. М. Исаева, вспоминают: «Это был удивительный человек, необыкновенный. Он был прост в обращении и скромен. У него не было ни тени надменности, высокомерия. К нему тянулись все, кто хотел приобщиться к роднику самой свежей и оригинальной мысли». «Исаевский энтузиазм, энергия, жизнерадостность, принятие жизни во все ее проявлениях заражали всех». С молодости вычеркнув покой Из своих обычных состояний, Делал часто поворот крутой, Не боялся дальних расстояний . Голодал и плохо был одет, Чтоб уехать продавал пальтишко. И, наверно, лишь на склоне лет Приобрел он личную сберкнижку. Главным был он. Значит принимал На себя удары, неудачи. Чтобы в нас не отсырел запал, Брался он за трудные задачи. Не одним дерзаньем был велик Тот, что под крылатым обелиском. Был он Человек и Большевик, И ему поклон за это низкий. Это стихотворение написал инженер завода, где выпускали серийно двигатели А. М. Исаева, М. С. Ефимов.
|